Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих 
Сведения об образовательной организации
 Официальный сайт МБОУ Сухо-Сарматская СОШ


По техническим причинам наш сайт переехал по следующему адресу: //melentevo.ucoz.net


  Вы вошли как Гость        Воскресенье  05.05.2024       Выход
меню сайта

категории раздела
Фразы о школе [5]
Фразы о школе
Литературная страница [15]
Блог зам.директора [2]
Международное сотрудничество [1]
Образование будущего [1]
Статьи, материалы, новости о перспективах развития образования

Наша школа

Наши презентации

Интернет-ресурсы

Поиск по сайту

Главная » 2011 » Октябрь » 11 » Образование будущего
21:04
Образование будущего

Образование будущего

 

1. Постулаты модернизации образования в России

ЮНЕСКО сформулировало два принципа развития современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь». В работе М.П. Карпенко «Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий» формулировки ЮНЕСКО были дополнены принципом «образование на месте обитания». Принцип доступности образования для всех, который в формулировке ЮНЕСКО несет в себе содержание физического наличия достаточного количества образовательных учреждений и финансовой доступности образования для широких слоев населения, в нашей формулировке пополняется географической доступностью образовательных учреждений. Для такой огромной страны как Россия, регионы которой находятся на значительном расстоянии друг от друга, а плотность ряда из них весьма низка, это имеет особо важное значение. Без наличия доступа к школьному образованию люди даже не будут рассматривать отдаленные регионы в качестве возможного постоянного места жительства, а если из малого поселения уйдет школа, то уйдут и люди.

Высшее образование и возможность доступа к информации являются ведущими факторами, определяющими привлекательность региона для выбора его в качестве места постоянного проживания наиболее динамичной частью населения – людьми возраста 18–35 лет при условии обеспечения в регионе удовлетворения минимума физиологических и экзистенциальных потребностей. При этом под доступом к информации понималось, в том числе, и получение возможности непрерывного обучения, включая послевузовское образование.

1.1. Географический постулат

Анализируя сформулированный ЮНЕСКО принцип «Образование для всех», отметим, что Закон РФ «Об Образовании» определяет что «единство федерального культурного и образовательного пространства» является одним из основных принципов государственной политики в области образования, а Конституция РФ гарантирует право на образование и равенство прав граждан независимо от места жительства (рис. 1). Все это напрямую относится к высшему образованию. Поэтому, в системе российского образования необходимо учитывать географический фактор.

Россия – самая большая в мире страна с достаточно низкой плотностью населения. Существующая кампусная система высшего образования является не распределенной, а сосредоточенной. Кампусные образовательные технологии еще как-то могут работать для малых стран, например, центральной и западной Европы, где любые расстояния незначительны, а плотность населения достаточно велика. Принципиально иная ситуация в России, где население распределено по огромным территориям.

Во многих странах широкое распространение получил распределенный дистанционный труд, объединяющий в единые производственные и проектные коллективы работников разных стран. На наших глазах происходит переход к вахтовым методам труда в отдаленных районах, заменяя собой нерентабельные производственные города типа северных городов времен СССР.

Но в образовании – все по-прежнему. Противоречие между распределенностью населения и сосредоточенностью системы вузов в небольшой части городов России остается. Как уже отмечалось, если посчитать количество вузов и филиалов, то окажется, что большая часть из них находятся в крупных или средних городах и практически отсутствует на периферии. В этой ситуации развитие информационно-телекоммуникационных технологий является главным средством продвижения образования на всей территории России. Это важно не только в плане возможности получения высшего образования на месте обитания, но и для того, чтобы российские территории не опустели, потому, что там, где есть возможность получения образования, будут жить люди. В настоящее время и в обозримом будущем в основу стратегии развития политики в области образования в отдаленных регионах РФ должны лечь информационно-телекоммуникационные дистанционные образовательные технологии, поскольку, развитие высокоскоростных сетей Интернет пока существенно отстает от центральных регионов РФ и, по-видимому, эта проблема будет решена еще не скоро.

Еще один важный аспект преимущества информационно-телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий состоит в том, что их стоимость, по различным оценкам, в 2,5–3 раза ниже кампусных. Эти цифры, как показано в монографии «Телеобучение», харктерны как для зарубежных вузов, так и для России. Это, в совокупности с десяти и стократным повышением производительности труда преподавателей, делает образование всех уровней действительно доступным для широких масс населения, как по физической возможности получать образование, так и с финансовой точки зрения, в то время как кампусная технология не в состоянии преодолеть дискриминации в образовании части населения, имеющей относительно низкие уровни доходов.

Опыт развития образования, как в РФ, так и за рубежом, показал, что внедрение средств телекоммуникаций хотя и ведется в традиционных вузах, но принципиального изменения в образовательную среду не вносит. И это естественно – средства информатизации развиваются в направлении распределенных сетей, структура которых принципиально не соответствует сосредоточенной структуре кампусного образования, не позволяющего полностью раскрыть возможности современных информационно-телекоммуникационных технологий в образовании.

Вследствие этого необходимо обеспечить в любом регионе, особенно удаленном и малонаселенном, доступность для населения образования от ведущих образовательных учреждений (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и т.д.). Это должно стать системой. При этом следует учитывать, что на сегодня информационно-телекоммуникационные дистанционные образовательные технологии, по-видимому, являются единственным реальным средством обеспечения в регионах России такой определяющей компоненты качества жизни, как доступное широким слоям населения образование на месте проживания (рис. 2).

 

1.2. Постулат непрерывности образования

Центры и пункты доступа распределенных вузов, использующих информационно-телекоммуникационные дистанционные образовательные технологии, обеспечат доступ населения на месте проживания/нахождения ко всем уровням образования – от школьного до послевузовского. Это создает объективные предпосылки практической реализации по-настоящему непрерывного образования «через всю жизнь».

Непрерывное образование как социальное явление присутствует в жизни людей уже десятки веков, но в ограниченном распространении – только среди тех, кто профессионально занимается науками, то есть среди ученых. На современном этапе в развитой цивилизации к числу лиц, получающих непрерывное образование, уже присоединилось подавляющее большинство населения, но на ограниченный уровень образования и промежуток времени – непрерывное образования получают дети в период дошкольного и школьного обучения (рис. 3).

Затем население делится на две когорты – одни люди прекращают обучение, другие поступают в вузы и продолжают непрерывное образование.

После получения высшего образования вновь происходит деление на две когорты, одна из которых продолжает получать высшее образование в аспирантуре, далее – опять деление, пока не будет выделена когорта профессиональных ученых.

Те когорты, которые вышли из системы непрерывного образования, продолжают пополнять свой знаниевый багаж через системы повышения квалификации. Это – прерывное образование, эффективность которого, конечно же, значительно ниже непрерывного. К тому же фактическая необязательность прерывного образования в России приводит к низкому уровню организации – в настоящее время работники получают одно-двухнедельные курсы в среднем раз в 9 лет.

Система непрерывного образования в странах развитой цивилизации, в том числе и в России, существует, и проблемой для социума является не отсутствие такой системы, а отсутствие доступа к ней. Дело в том, что дошкольное и школьное образование опирается на распределенные структуры учебных заведений, практически имеющиеся во всех местах проживания людей, следовательно, непрерывное образование данных уровней в целом доступно. А вузовское, дополнительное и послевузовское обучение осуществляется средневековой системой кампусных вузов, предоставляющих образовательные услуги по месту расположения кампусов. Чтобы приспособиться к данной системе, пришлось изобретать прерывное образование в виде периодического повышения квалификации.

Решение проблемы создания адекватной требованиям времени российской системы непрерывного образования может быть достигнуто на пути внедрения информационно-телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий. Вуз, внедривший такую образовательную технологию, будет распределенным, т.е. не играет роли, где расположены связанные сетью телекоммуникаций его структурные подразделения – в одном здании, одном городе, в пределах некоторого государства или разбросаны по всему миру. Они будут объединены организационно и методически единым профессорско-преподавательским составом, единым учебным контентом, единой образовательной технологией и однородной организационно-технологической средой обучения. Безразлично, где находится обучаемый – за домашним компьютером, в соседней от преподавателя комнате или за тысячи километров от него – он все равно получит равноценное образование. Не имеет значения и уровень образования – по единой образовательной технологии распределенный вуз может вести обучение и бакалавров, и магистров, и специалистов, а также реализовывать образовательные программы аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования. Кроме того, центры и пункты доступа распределенного вуза могут обеспечить также развитие школьного образования, в том числе в отдаленных и малонаселенных поселениях.

Для развития непрерывного образования в России необходимо создание распределенных вузов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих создать качественную образовательную среду и предоставить возможности массовому потребителю получения высшего образования на месте проживания в течение всей жизни. Таким образом, непрерывность образования для населения является одним из главных факторов модернизации российского образования.

 

1.3. Постулат развития личности

Интегральной характеристикой образования является постулат развития личности как главной цели получения высшего образования. На уровне когнитивной нейрологии развитие личности характеризуется структурной перестройкой мозга.

В последние десятилетия во всем мире происходит рост среднего IQ, причем, как показали исследования, начиная с 1932 г. IQ увеличивается во всех развитых странах мира со скоростью примерно 3,5 единицы за 10 лет (эффект Флинна), т.е. человечество умнеет. Доказано, что образование является фактором оптимизации интеллектуального и творческого потенциала. В этом направлении наиболее многочисленны данные о влиянии образования на нейрофизиологические механизмы предотвращения возрастной деменции – потери интеллектуальной способности до такой степени, когда становится невозможным нормальное выполнение социальных и профессиональных функций (в частности, болезнь Альцгеймера). В 1988 г. Дж. Мортинер выдвинул гипотезу о том, что образование обеспечивает защиту от возрастной деменции, увеличивая «когнитивный резерв» мозга. Р. Катцман предположил, что образование способствует увеличению когнитивного резерва мозга путем увеличения плотности синаптических связей в коре головного мозга.

Эта цель достигается только большим объемом интеллектуальной (учебной) работы, следовательно, образовательная среда должна понуждать учащегося выполнить эту работу в полном объеме, должна контролировать объем работы студентов и слушателей.

Многочисленные исследования показывают, что наличие высшего образования не только определяет уровень удовлетворения высших потребностей человека, но и обеспечивает повышение уровня дохода, т.е. материального положения, здоровья, продолжительности жизни человека, снижение риска безработицы. От образования зависит характер труда, психическое здоровье и т. п.

В целом, образование является важнейшим интегральным фактором, определяющим образ жизни . Образ жизни оказывает наибольшее влияние на здоровье человека – до 55%. На рис. 4 показана модель влияния образования на здоровье  и продолжительность жизни.

Люди с высшим образованием легче и быстрее находят работу, образование позволяет рассчитывать на более престижные и высокие должности. Уверенность более образованных работников в своей конкурентоспособности или, наоборот, отчаяние невостребованных – это психологические факторы эмоционального свойства, от которых зависит как здоровье, так и продолжительность жизни.

От уровня образования зависит, в первую очередь, характер труда и его условия. Очевидно, что люди с низким образовательным уровнем заняты преимущественно монотонным или тяжелым физическим трудом, не оказывающим позитивного воздействия на здоровье.

От уровня образования в большой степени зависит экономическое положение, уровень доходов, и связанные с этим возможности. При этом более высокий уровень доходов так же позитивно влияет на продолжительность жизни человека.

Необходимо учитывать и психологические факторы, определяющие психическое здоровье человека и его поведение. Для образованных людей характерна активная мыслительная деятельность в повседневной жизни, прогноз отдаленных последствий принимаемых решений и выработка оптимального поведения. Большая информированность и стремление к информированности, склонность к анализу окружающей обстановки также свойственны людям, имеющим более высокий уровень образования. И как следствие – более образованные люди ведут более здоровый образ жизни. Люди более образованные чаще обращаются к новейшим достижениям медицинской науки.

Таким образом, уровень образования является интегрирующей характеристикой, затрагивающей основные сферы жизнедеятельности человека, влияющие на его здоровье и продолжительность жизни. При этом основы данной интегрирующей характеристики закладываются именно на уровне академического образования, определяющего развитие личности.

 

2. Основные направления практической реализации проблемы модернизации российского образования

На заседании Высшего совета Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» в 2004 г. Современной гуманитарной академией была выдвинута «Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий». Ее основные разделы приведены в монографии «Телеобучение»:

1) Создание законодательного поля, обеспечивающего полную легитимность осуществления всех частей национальной программы.

Законы и подзаконные акты должны обеспечивать разработку и использование цифровых учебных материалов, создание и функционирование распределенных учебных заведений, использующих телекоммуникационные системы, создание и функционирование национальной рейтинговой системы, взаимодействие учебных заведений при создании образовательных программ и курсов и при выдаче документов об образовании, экспорт российского образования.

2) Разработка и внедрение национальной кредитной системы оценки образовательного уровня каждого гражданина.

Эта система основывается на европейской системе ECTS, принятой в Болонском процессе. Базовые учебные дисциплины и аттестации дают постоянные рейтинги в виде количества набранных учащимися кредитов. Специальные и актуальные дисциплины дают переменный рейтинг, снижающийся со временем и повышающийся от стажа работы по специальности и прохождения курсов повышения квалификации и дополнительного обучения. Рейтинг (количество кредитов) ежегодно пересчитывается каждому гражданину региональными органами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на основании полученных от гражданина документов от аккредитованных учебных заведений. Документ о рейтинге оформляется в виде вкладыша в трудовую книжку. Рейтинг гражданина учитывается работодателями при определении должности и вознаграждения работника.

3) Создание национальной цифровой образовательной библиотеки.

Библиотека должна состоять из текстовых и мультимедийных учебных материалов. Она должна содержать все актуальные учебники, научные монографии, периодические научные и образовательные журналы. Все права по использованию материалов в образовательном процессе должны быть выкуплены у авторов и собственников. Собственником библиотеки от лица государства должно быть специальное Федеральное агентство. У слуги библиотеки должны предоставляться учебным заведениям за плату.

4) Создание образовательных программ, адаптированных к информационно-телекоммуникационным образовательным технологиям.

Существующие образовательные программы должны быть адаптированы к кредитной системе, состоять из учебно-методических комплексов, насыщены телевизионными и компьютерными обучающими материалами, тестовыми базами, адаптированными текстами и т.п. Кроме того, должно быть создано множество новых образовательных программ различного уровня, в том числе повышения квалификации, переподготовки, дополнительного образования и др. Программы и учебно-методические комплексы разрабатывают аккредитованные учебные заведения, в том числе на основе кооперации. Для разработки образовательных программ учебные заведения должны иметь возможность брать возвращаемые кредиты. Обучение по гражданским специальностям и направлениям должно быть платным.

5) Создание национальной образовательной телекоммуникационной системы.

Ввиду обширности территории России основой образовательной телекоммуникационной системы должны быть геостационарные спутники. Для первой очереди системы достаточно иметь два спутника – западный и восточный. В дальнейшем, чтобы пропустить возрастающие информационные потоки, спутниковые ресурсы должны быть увеличены. Для ограниченного контингента граждан, находящихся вне территории России, а также в северных и горных регионах должны использоваться кабельные сети или низкоорбитальные спутниковые системы. Финансирование создания спутников, выведения их на орбиту, сооружения телепортов должно взять на себя государство. Функции собственника от лица государства целесообразно поручить Федеральному агентству, специально созданному для этой цели. Предоставление телекоммуникационных услуг учебным заведениям должно быть платным.

6) Создание сети центров доступа дистанционного образования в местах проживания граждан.

Каждый центр доступа должен быть оборудован для реализации информационно-телекоммуникационной технологии, т.е. иметь малый спутниковый терминал или аналогичное средство телекоммуникации, серверы, локальную сеть, учебные терминалы, множительную, сканирующую и тестирующую технику и др. Центры доступа создаются и оборудуются учебными заведениями при содействии региональных и муниципальных администраций. Первая очередь центров доступа должна охватить районные центры, крупные поселения, районы крупных городов, при этом количество центров доступа должно достигнуть 45 тысяч. Дальнейшее развитие центров доступа должно увеличить их количество на территории России примерно до 180 тысяч. Собственником зданий центров доступа должно быть государство в лице специального Федерального агентства или муниципальных образований. Собственником оборудования может быть акционерное общество. Здания и оборудование предоставляются учебным заведениям в аренду.

7) Финансирование Национальной программы.

Предусматривается двухканальное финансирование образовательных услуг, получаемых гражданами от учебных заведений через центры доступа, – за счет государственного бюджета и за счет самих обучающихся. Средства государственного бюджета должны распределяться Федеральным агентством по образованию через местные органы управления образованием и доводиться до обучающихся в виде безналичной дотации, покрывающей часть платы за обучение. Финансирование через обучающихся должно создать конкуренцию среди аккредитованных учебных заведений, поднять качество, разнообразие и актуальность образовательных программ. Софинансирование обучения самими гражданами усилит их мотивацию успешного усвоения новых знаний и умений. Плата за обучение явится фундаментом экономической системы, который позволит финансировать эксплуатацию телекоммуникационной системы, создание и освоение образовательных программ, создание и услуги цифровой библиотеки и другие части Национальной программы. Объемы финансирования Национальной программы из государственного бюджета должны быть постепенно доведены до 1% ВВП. Компенсация расходов на Национальную программу будет получена в виде увеличения сбора налогов при увеличивающемся производстве, с учетом фактора увеличения человеческого капитала.

8) Экспорт российского образования.

Создание национальной системы информационно-коммуникационного обучения граждан на месте проживания позволит приступить к массовому освоению ненасыщенного рынка образовательных услуг в других странах, главным образом – в развивающихся странах. Обучение на месте проживания позволит избежать визовых и других проблем (контрабанда, санитарная безопасность, ксенофобия и др.). Экспорт российского образования должен осуществляться аккредитованными учебными заведениями при рекламной поддержке государства. Такой экспорт позволит получить не только экономические, но и солидные политические выгоды.

Выгоды для России от реализации предлагаемой программы очевидны. Появляется возможность кардинальных позитивных изменений во всех сферах жизни нашего общества, причем не в отдаленной перспективе, а в самое ближайшее время. Россия может стать признанным лидером в области новых образовательных технологий, обеспечить достойный ответ образовательной отрасли на вызовы, поставленные временем. В случае реализации предложенной Программы, образовательная отрасль может стать «мотором» модернизации и инновационного развития России. Не использовать такой шанс будет большой ошибкой с далеко идущими отрицательными последствиями.

Безусловно, первым шагом на пути практического решения проблемы модернизации российского образования является проведение широкомасштабного эксперимента в области распределенного и трансграничного образования. Данный эксперимент инициирован ведущими фракциями Госдумы и поддержан Правительством. Задачей эксперимента является отработка технологических, методических, организационных и правовых основ деятельности образовательных организаций (учреждений) в области распределенного и трансграничного образования на базе информационно-телекоммуникационных технологий.

Признание необходимости проведения эксперимента по распределенному и трансграничному образованию министерствами и ведомствами Российской Федерации позволит в кратчайшие сроки продвинуть образовательные услуги до самых дальних малых городов и поселений, расширить доступность на месте проживания качественного образования для широких слоев населения регионов России, а также продвигать экспорт российского образования путем обучения иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. Только выдвигая на первый план развитие образования, Россия сможет развивать инновационную экономику. Первейшая необходимость – создание соответствующего законодательного поля. До сих пор законодательством не предусмотрена реализация образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий. Отсутствие законодательства в области распределенного и трансграничного образования является тормозом в расширении спектра реализуемых образовательных программ в регионах в связи с развитием новых отраслей, появлением новых профессий.

Современные тенденции и условия развития общества позволяют российской системе высшего образования развиваться по инновационному пути. Мало обремененная дорогостоящими кампусами, российская система может перейти к идеологии «обгонять, не догоняя», построить самую прогрессивную структуру образования, экономящую значительные средства на строительство и содержание зданий. Распределенные вузы, обеспечивающие массовое непрерывное качественное высшее образование на месте проживания, сохранят и преумножат для регионов кадрового потенциала высокообразованных работников.

http://www.obr-nauka.muh.ru/
Категория: Образование будущего | Просмотров: 3060 | Добавил: Карамболь | Рейтинг: 0.0/0
Новости

Случайное фото

Видео

погода
Таганрог
rp5.ru

архив записей

Друзья сайта
  • Неклиновское РУО
  • Виньетки для выпускников
  • Лучшие автомобили
  • Андреево-Мелентьевский детский сад "Сказка"


  • Вход


    Добро пожаловать на сайт Сухо-Сарматской СОШ
    Copyright MyCorp © 2024